"Боингу" в Казани не хватает воздуха?
28 октября 2005 года

Вчера директор Центрального регионального филиала АК "Сибирь" Алексей Савченков наконец официально осветил известные уже с прошлой осени неприятные приключения этой авиакомпании и ее пассажиров в Казани. Тогда у "Сибири" был лишь один, утренний рейс Казань - Москва, но зато под него она получила самый удобный для пассажиров-командировочных слот (временной промежуток) - утро ранее, но не слишком. Авиакомпания "Татарстан" ощутила удар, усиленный более выгодной для пассажиров ценовой политикой сибирского пришельца и перспективой появления "сибирских "Боингов", привела в действие фирменные татарстанские пружины. И в течение почти трех месяцев МАК задерживал вылет утреннего рейса "Сибири" на 2 - 2,5 часа. Пассажиры "Сибири" стали голосовать ногами за "Татарстан"... но только за поезд, время прибытия которого в Москву столь же удобно.

Тем не менее за полтора года "Сибирь" смогла завоевать 34-процентную долю местного авиарынка. Но и сам пассажиропоток вырос с ее помощью наполовину. А с введением вечернего рейса (ориентированного по большей части на тех же людей, которые летают в Москву на один рабочий день) "Сибирь" надеялась увеличить свою долю рынка до 50 процентов. Впервые вечерние слоты "Сибирь" запросила у МАКа в мае. Началась волокита, в результате которой пришли к компромиссу. "Нас, - говорит Алексей Савченков, - попросили до 1000-летия Казани не заводить вечерний рейс. Мы согласились..."

Ситуация уже тогда казалась полным абсурдом: республика, которая перед праздником принимает поток командировочных и гостей, просит, чтобы не было удобных вечерних "Боингов" (а еще была история, когда самолет АК "Татарстан" не смог доставить обратно в Москву партию гостей - уж больно был старый)... Но когда в сентябре "Сибирь" снова запросила казанский вечерний слот, ей ответили (сначала МАК, а затем и вице-премьер Владимир Швецов) отказом "ввиду удовлетворенности пассажирского спроса"! Хотя спрос полностью на риске самого авиаперевозчика...

Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) сверилось с пропускной способностью МАКа и прислало требование, которое на обычный язык переводится примерно как "кончайте валять Ваньку и обеспечьте прием". МАКу грозили утвердить самые выгодные слоты для "Сибири" директивно либо приостановить аэропортовскую лицензию и ввести ограничения на авиаперевозки для Татарстана... Но Казань все равно держалась своего запрета! Наконец, позавчера из ФАВТа пришла директива: график введен "сверху", обеспечить прием и обслуживание...

Если в воскресенье "Боинг" не вылетит вовремя, то в понедельник, сказал Савченков, "мы сделаем следующие шаги". Какие - пока секрет: а вдруг взлетит? И еще он заявил: "От вечернего рейса МАК будет получать еще около 21 млн. руб. в год. Это поможет ему стать прибыльным. Пока, по нашим сведениям, он неприбылен".

Услышав, что неделю назад Владимир Швецов заявил, будто "Сибирь" готова хоть завтра купить АК "Татарстан", менеджер "Сибири" недоверчиво заулыбался: "Я вас заверяю, что ничего подобного никогда не обсуждалось. Мы в этом не заинтересованы. Ведь это затраты на приведение в порядок большого хозяйства..." И привел слова гендиректора "Сибири" Вячеслава Филева: "Я бизнесмен, а не спонсор".

Однако весьма похоже, что вся эта нервотрепка как раз и имеет целью сделать из "Сибири" спонсора, т.е. покупателя не интересной в смысле бизнеса татарстанской авиакомпании. Ведь к ее потрепанным самолетам прилагается ее мощный лоббистский ресурс. Иногда компанию приходится покупать, просто чтобы она не мешала.

Марьям АРСЛАНОВА, "Вечерняя Казань"